Джамала: Люди живут и любят
Победила в конкурсе «Евровидение-2016» достойная победы. Поздравим талантливую Джамалу и всю Украину! Джамала спела «1944» с великим вдохновением, сочиненные ею музыка и слова позволили сделать это впечатляющее действо общим достоянием миллионов зрителей и слушателей. Музыка новаторская, микс жанров с дудуком, то, что пытался сделать Питер Габриэль, не понимая сущности этой волшебной дудочки из абрикосового дерева, полутатарочка-полуармяночка прекрасно сделала с подключением своих генов.
Россиянин Сергей Лазарев тоже был хорош на сцене, но очевидно изнурен, напряжение его подкосило, и я представляю, кем и откуда это напряжение нагнеталось. Филиппа Киркорова тоже, по его реакциям, это давление из высоких кабинетов достало — когда его насиловал провокационными вопросами журналист российского ТВ, мне моментами казалось, что певец сейчас вот даст ему в морду. А то, что творилось на самом ТВ по вечерне-ночной программе «Россия-1», словами не описать. Это была одержимость величием предстоящей безоговорочной победы, и мне было стыдно за тех людей, которые друг за другом повторяли одни и те же постыдные слоганы, словно они все вместе решили на несколько часов передачи отставить в сторону совесть и честь. Кто-то случайно или с умыслом прикрыл какой-то тумбой часть имени Сергея на баннере в левом углу арены и надпись на всю страну пошла умопомрачительная: «Победит ли на «Евровидении» …гей Лазарев?» Это совсем не смешно, если на телевидении режиссеры допускают подобные проколы. Затем, когда были объявлены результаты конкурса, навели камеры на «рояль в кустах» — ублюдочных пранкеров с их грязным багажом юных провокаторов. Для полноты картины с ними рядом не хватало Павлика Морозова. Отца Киркорова, похоже, больше никогда не пригласят на ТВ: свои безостановочные речи на крике он начинал весьма двусмысленными заявлениями, а заканчивал бессвязными воплями-призывами, которые я не успевал расшифровать — то ли «Банзай, мы победим!», то ли что-то из репертуара Сергея Шнурова. Я думаю, наитяжелейшим испытанием нервов Филиппа будет не поражение команды в Стокгольме, а просмотр записи теле-программы о конкурсе с участием его отца.
Российская команда в ожидании результата голосования. Мне кажется, что команда Киркорова-Лазарева главную ставку сделала на внешний эффект номера и, конечно, технологии впечатлили, но и не дали Сергею эмоционально раскрыться, показать свою человечинку, что-то из запрятанного в душе. А без души эквилибристика, даже если поражает, все равно — не трогает сердце зрителя. Гламур он и есть гламур, все блестит и полыхает, а пульс не прощупывается. Полезный урок на будущее. И не надо халдеям-телевизионщикам верещать о политической составляющей конкурса, когда в них самих есть только одна составляющая — марионеточная. Что может быть мерзопакостее, нежели текстовое сопровождение нашими корреспондентами песни Джамалы, как «молитва за тех людей, которые вольно или невольно покидают свой дом в поисках лучшей жизни». Ведь они, как и их шеф – гендиректор ВГРТК Олег Добродеев, прекрасно знали, что песня «1944» — сочинение Джамалы о депортации крымских татар, о трагедии народа, который сталинские опричники силой удалили из своих домов и родных мест. Для Джамалы это очень личная история. История ее семьи, прабабушки, всех родственников, в жизни которых она оставила глубокий кровавый след. Эта депортация изменила жизнь Джамалы, жизни тысячи крымских татар, которые больше никогда не вернулись в отчий дом. Прабабушку Джамалы с пятью ее детьми на руках погрузили в вагон, без еды и воды повезли в Среднюю Азию. По дороге умерла дочь, прабабушка просила солдата похоронить ребенка, но трупик дитя выбросили из вагона, как мусор. А в это время прадедушка и все мужчины со стороны бабушки Джамалы, брат и отец, воевали на фронтах Великой Отечественной и погибли в боях. И, несмотря на боль памяти, Джамала поет: «We could build a future / Wher people are free / to live and love — Мы можем построить будущее, где люди живут и свободно любят в более счастливое время…» Шум и гам стоят нынче в российском информационном поле, каждый спешит отметиться, приподняв заднюю ножку и описав колесо машины соседа во дворе. Лай жалкой дворняжки перемежается с угрожающим волчьим воем, да только дураку не ясно. что на день-два эта пустопорожняя брехня. Есть в голосах и подголосках и неожиданные мелизмы — одиозный журналист и телеведущий Отар Кушанашвили вдруг дерзко перешел «красную черту» и заявил в интервью «Комсомольской правде»: » Я поздравляю с триумфом Украину! Джамала свою песню не просто сделала, а вылепила, напела, вышептала, была ею на сносях и родила — как ребенка…Мешать девушку с грязью только потому, что она лучше вас — ущербность и неандертальство». Интересно было мне услышать на интернет-канале ARU TV в авторской программе «Разноцветные новости» талантливого креативного музыкального аналитика Артемия Троицкого, который сказал о песне Джамалы «1944», что она была «единственной на этом конкурсе, которая имела смысл — выстраданный и глубокий». И тут же он заявил, что композицией, которая ему «по-настоящему понравилась и имела отношение к актуальной музыке, была песня Ники Кочарова и группы (из Грузии — В.П.) «Young Georgian Lolitaz», и что он «очень рад за Никушу, потому что отлично они сыграли такой альтернативный рок, прекрасный трек…». Это высказывание очень авторитетного не только в странах постсоветского пространства, но и в Европе музыкального критика дорогого стоит и, как мне кажется, должно унять некоторых ворчунов, предвзято относящихся как к самой группе, так и к невысоким ее результатам по итогам состоявшегося в Стокгольме певческого состязания. Сам конкурс «Евровидения» по большому счету творчески малозначителен. Лишь многолетняя обработка наших слушателей и зрителей ремесленными поделками михайловых, басковых, блестящих и лепсящих плюс возбужденная политической пропагандой истерия смогли подвести часть наших людей к состоянию экстатического обращения к всевышнему за победой России над Украиной. Но бог их почему-то не захотел услышать.
Мнение редакции Свободной зоны не всегда сопадает с мнением автора опубликованного материала