По словам члена партии ЛДПР Михаила Дегтярева, депутаты Госдумы создают рабочую группу по подсчету ущерба, который нанесла Германия, напав на Советский Союз в 1941 году.

«Фактически Германия не заплатила СССР никаких репараций за разрушения и зверства по время Великой Отечественной войны, — поясняет «Известиям» Дегтярев. — По Ялтинским соглашениям СССР забирал некоторые немецкие активы (в большинстве своем мебель, одежду, промышленное оборудование) из советского сектора, которые и так являлись армейскими трофеями. Хотя с нашим союзником — ГДР — после войны было заключено соглашение о прекращении взимания репараций, с ФРГ и тем более объединенной Германией таких соглашений заключено не было, а значит, вопрос открыт и весьма актуален. Более того, Германия продолжает наносить России ущерб, продавливая незаконные санкции в ЕС».

В ходе войны 1941-1945 гг., согласно заключению государственной комиссии СССР, материальный ущерб составил 30% от «национального богатства» страны. На советской территории было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, а также более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, разгромлено 100 тыс. колхозов и совхозов. Материальные потери были оценены в 2 трлн. 600 млн. рублей ($600 млрд). При этом, замечает Дегтярев, Германия выплачивала репарации даже странам, которых в войну вообще не существовало. Например, Израилю Германия безадресно заплатила свыше 100 млрд марок (€60 млрд) в рамках «возмещения национал-социалистических несправедливостей».

«Получается, Германия выплатила компенсации 6 млн. жертв холокоста, но при этом проигнорировала 27 млн. убитых советских людей, из которых более 16 млн были мирными жителями, — резюмирует и подытоживает Дегтярев. — Думаю, что итоговая сумма репараций Германии в пользу правоприемника СССР — России — в текущих ценах должна быть не менее 3–4 триллионов евро.

Впрочем, эксперты полагают, что хоть претензии к Германии и обоснованы, взыскать репарации через 70 лет после окончания войны почти нереально.

Тем временем, глава думского комитета по обороне Владимир Комоедов заявил, что если Франция в ближайшее время не поставит вертолетоносцы «Мистраль», то Россия больше не обязана ждать выполнения контракта.

«Пора требовать незамедлительного возврата средств, затраченных на выполнение этого контракта, вместе со штрафными санкциями, и поставить на этом жирную точку», — приводит слова Комоедова агентство «Интерфакс».

Депутат также заявил, что, по большому счету, России не нужны «эти неуклюжие корабли-доки», а контракт с Францией имел скорее политическое, чем военное значение. «При заключении этого контракта с Францией был проявлен своего рода политический реверанс, мы пошли навстречу французам, а они вместо благодарности сейчас демонстрируют перед США и Западом свою якобы независимость, хотя на самом деле это показатель абсолютной несостоятельности французских руководителей, отвечающих за свои слова», — подчеркнул глава думского комитета.

В середине января 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу уже заявил, что Москва планирует подать иск к Парижу из-за непоставки вертолетоносцев в течение полугода. Впрочем, источник агентства в Минобороны РФ информировал, что контракт с Францией может быть разорван и раньше.

Контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» стоимостью 1,2 миллиарда евро был заключен между «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS в июне 2011 года. По условиям договора сдача «Владивостока» была намечена на 1 ноября 2014-го, а второго корабля («Севастополь») — на 1 ноября 2015 года. Сумма неустоек и штрафов в случае отказа от поставки может обернуться для Франции потерей 3-х миллиардов евро.