Чужие среди своих
Кто мы, чего мы хотим и какую власть предпочли бы видеть в Израиле? Эти три простых вопроса не имеют простых ответов. Мы — это почти миллион русскоязычных израильтян, приехавших в Израиль за последние двадцать лет из бывшего СССР.
Израильтяне иногда называют нас «колбасной алиёй (волной эмиграции — иврит)» — типа мы приехали за колбасой. Как будто все выходцы из Марокко и Аргентины приехали сюда исключительно из высоких побуждений и чистого сионизма. Как только на их родине стало немного лучше, большая часть аргентинской алии (эмиграции) вернулась обратно. Многие русскоязычные израильтяне приехали в Израиль из «горячих точек» — из Средней Азии, из Азербайджана, из Чечни, из Южной Осетии.
Многие бросили свои квартиры, не успев их продать, или продав их за копейки. Примерно половина из нас до сих пор живёт в Израиле на съемных квартирах. При том, что израильское государство таким категориям людей, как харедим (ортодоксальным иудеям — иврит), предоставляет возможность приобрести квартиры по значительно более низким ценам, дотируя эту разницу из государственного бюджета. Для репатриантов из бывшего СССР таких льгот нет.
Для немногих бесквартирных ватиков (коренных израильтян — иврит) есть отдельная очередь в министерстве строительства на получение государственного бесплатного жилья. В этой очереди записано несколько тысяч человек, и они регулярно получают квартиры. Для репатриантов придумана отдельная очередь в министерстве абсорбции, в которой записано несколько десятков тысяч человек.
На нищую израильскую пенсию или на жалкое пособие по старости снимать нормальное жилье здесь просто нельзя.
Из миллиона человек, приехавших в Израиль из бывшего СССР, свыше половины — около 60 % — было с высшим образованием. Из них только треть работает или работало по специальности. Остальные были вынуждены переквалифицироваться или работать на «черной» работе — грузчиками, сторожами, уборщиками и сиделками. Несколько десятков тысяч хороших квалифицированных врачей так и не смогли сдать здесь экзамен и устроиться на работу по специальности. Некоторые уехали дальше — в Канаду, в другие страны, некоторые деквалифицировались. При этом врачам из США, Великобритании, Канады, Австралии или Новой Зеландии никаких экзаменов сдавать не требуется. Одновременно местные израильские врачи жалуются на тяжелую работу и массово уезжают на заработки в США и Канаду, и в стране не хватает несколько тысяч врачей. Из нескольких тысяч русскоязычных учителей, которые смогли устроиться на работу в израильские школы, сейчас только один учитель смог пробиться в директора. Большое количество преподавателей из бывшего СССР со своим высшим образованием не смогли начать работать в израильских школах. Их можно встретить в детских садах, в русскоязычных книжных магазинах. При этом в израильских школах просто ужасное качество образования и преподавания, и даже не у всех местных учителей есть первая степень (бакалавриат), не говоря уже о полном высшем образовании.
Русскоязычные родители, чтобы «поднять» здесь детей, должны много работать. Иногда они не успевают заниматься детьми, образованием и воспитанием детей. Дети не умеют говорить на родном языке их родителей. Дети самой образованной алии (волны эмиграции) учатся хуже местных.
Израильское общество — очень жесткое, тесное. В нем очень трудно сделать карьеру. В нем русскоязычные не всегда находят себе место. Среди русскоязычных в возрасте 31 — 40 лет (то есть тех, кто приехал сюда в возрасте 11 — 20 лет, сформировался и вырос уже здесь), свыше 50 процентов желает уехать из Израиля вместе с детьми.
Русскоязычные израильтяне в некотором роде придерживаются не столько израильских, сколько советских традиций. Ими очень остро чувствуется несправедливость здешнего общества. Против харедим (ортодоксальных иудеев), которые пока еще тут составляют меньшинство и живут за счет других людей, но навязывают всем свои законы, настроены 71 % русскоязычных израильтян. Среди миллиона людей, приехавших сюда из бывшего СССР, примерно 20 %, то есть 200 тысяч — неевреи, и они остро чувствуют на себе несправедливость и неравноправие израильского общества по отношению к тем, кто не принадлежит к еврейской нации. Проблема гражданских браков — одна из самых острых проблем для «русской» алии (эмиграции). Ограничения на работу и на нормальный отдых в субботу, отсутствие общественного транспорта, закрытые магазины, кинотеатры, кафе, также очень сильно раздражает русскоязычных израильтян. Они либо будут голосовать за партии центра, либо за кого-то из правящей коалиции, однако последнее слово в борьбе за эти голоса отнюдь не сказано.